| ||||
|
Главная страница » Энциклопедия строителя содержание: [стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] страница - 25 Оп-Па Оттонская архитектура Палатинская церковь в Фолькхофе («Соколиный двор»), Нимеген, Голландия, X в. Пагода. Кью-гарденс, Лондон, 1761,Чемберс Опора: несущий элемент. Опорн 1й камень (1.12): основание стены. Опо )ный камень фронтона (1.12): верхний камень каменной или кирпичной стены. Опрокинутая чешуйчатая л 1ия (3.08): разделительная линия в геральдике. Opus incertum (инцерт) (2.01): римская нерегулярная каменная стенная кладка. Opus listatum: римская кладка с чередующимися рядами кирпича и камня. Opus quadratum: римская гладкая кладка из прямоугольных камней. Opus reticulatum (ретикулат) (2.01): римская кладка с диагонально расположенными рядами камней. Opus testaceum (2.01): римская кладка горизонтальными пластами. Опускная решетка: подъемное ограждение в средневековом замке, крепости. Оранжерея (1.14, 1.15): застекленное помещение, где выращиваются и содержатся растения. Ордера (1.04): дорический, ионический, коринфский и композитный — основные ордера классической архитектуры, разработанные в Древней Греции, заимствованные и преобразованные римлянами и архитекторами эпохи Ренессанса; этот порядок расположения горизонтальных и вертикальных элементов, а также их пропорции стали эстетическим каноном. Орел с распростерты1ми кр 1льями (3.05): орнаментальная эмблема. Орешина: см. Гикори. Ориентация: в христианской архитектуре расположение храма по оси восток—запад с алтарем в восточной части; из этого правила существуют примечательные исключения, например, собор Святого Петра в Риме. Орнамент: мелкомасштабные лепные и живописные изображения, чаще всего геометрического и растительного характера, на стенах, предметах интерьера и т. п. Освинцованное окно (2.15): тип окна. Остроконечная кр 1ша: см. Двускатная крыша. Остроконечн 1й крест (3.06): тип креста. Остролистн 1й плющ: орнаментальный мотив. Остроугольная фаска: скос, края которого образуют с вертикальной опорой острое ребро. Отделка: (а) облицовка стен обработанным камнем лучшего качества по сравнению с основной кладкой; (б) окончательная обработка поверхности. Оттоманская архитектура: турецкая исламская архитектура с конца XIV до первых десятилетий XX в. во время правления тридцати восьми султанов династии Османов в Юго-Восточной Европе (на Балканах), Северной Африке, Анатолии и на Ближнем Востоке. Оттонская архитектура: архитектурный стиль в Германии между Каролингским и романским стилем. Пав 1ьон: небольшая легкая постройка. Пагода: храм в виде башни или павильона в буддистской Индии, Юго- восточной Азии и Китае, форма которого была заимствована в XVIII в. в Европе для декоративных сооружений. Пазовая черепица (2.08): тип кровельного материала. Пазуха (1.12): треугольник, образованный стрелой подъема арки и прямоугольным проемом, в который она встроена. Пай-лоу: пышно декорированные китайские ворота. Пакстон Джозеф (1801—1865): английский архитектор, управляющий садами герцога Девонширского; выстроил для него в Ченсу оранжереи Па-Пе Палладиаиский стиль Замок Меревит, Кент, 1730, Кэмпбелл (1826—1840); спроектировал и построил Хрустальный дворец (1851) для Всемирной выставки в Лондоне, интересный не только использованием стекла и металла, но и конструкцией из стандартных заводских элементов, ставший первой крупной постройкой подобного типа. Палата: комната. Палаццо: итальянский дворец, городской особняк. Палладиаиский стиль, палладианство: широко распространившийся в Европе и американских колониях в XVII и особенно XVIII в. архитектурный стиль, сложившийся под влиянием творчества Дндреа Палладио. Палладио Андреа (1508—1580): итальянский архитектор и теоретик архитектуры. На основе интерпретации античной римской классики, предложенной Палладио, в европейской архитектуре возникло направление — палладиаиство. Палладио изучал труды римского архитектора Витрувия и был пленен римской симметричной планировкой и законами гармонических пропорций; испытывал также влияние маньеристского стиля своих ближайших предшественников, особенно Микеланджело. Его постройки (такие, как вилла Ротонда в Виченце, начата в 1551 г.) служили образцами для многих архитекторов XVIII—XIX вв., особенно в Днглии и России, проектировавших загородные резиденции. Пальметта: орнаментальный мотив в виде пальмовых листьев. Пальмовая капитель (1.06): тип капители. Панель: (а) крупный элемент строительной конструкции (2.04); (б) элемент отделки интерьера здания (2.10). Панно: часть стены, потолка, двери, обнесенная рамкой и покрытая росписью или рельефом. Папирус: (а) орнаментальный мотив (3.04); (б) см. Колокол. Папский крест (3.06): тип креста. Параболическая арка (2.13): тип круглой арки. Парадная дверь (1.13, 1.15): главная входная дверь дома. Параклесий (1.09): часовня в византийском храме. Параллельная фаска (2.16): профиль двери. Парапет: невысокое ограждение. Парапетная ■ита (1.12, 2.01): плоское или покатое каменное или кирпичное верхнее покрытие стены. Паркет: деревянный пол из небольших симметрично уложенных планок. Партер: в садовом ландшафте ровная площадка рядом с домом с декоративными цветочными клумбами, как правило, регулярного рисунка. Пародос (1.02): трап на сцену в античном театре. Парус (2.06, 2.07): конструкция треугольного очертания, образующая переход от прямоугольного основания к купольному покрытию. Парусн й купол (2.06): купол (или свод), образованный при отсечении вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Пастрофорий (1.09): в раннехристианском или византийском храме помещение, примыкающее к апсиде. Часто использовали как дьяконник. Пасхальная гробница (1.10): ниша в северном приделе средневековой церкви, где во время празднования Пасхи хранился образ воскресшего Христа. Патера (3.05): орнаментальная эмблема в виде цветочной чашечки с многими лепестками. Патриарший крест (3.06): тип креста. Пеликан (3.05): орнаментальная эмблема. Пен-Пер Перпендикулярный стиль Западный фасад Винчестерского собора. 1367-1404 Пенобетон (ячеист 1й бетон): изоляционный материал на основе цемента, широко применяющийся в современном строительстве. Пентастиль (1.03): портик с пятью колоннами. Пентхаус: (а) надворное строение с односкатной крышей; (б) отдельное сооружение на крыше высокого здания; (в) тип крыши (2.05). Пёппельман Маттеус Даниэль (1662—1736): германский архитектор, мастер позднего барокко и рококо; в 1710 г. был назначен директором строительных работ в Дрездене; самым оригинальным его творением стал незаконченный павильон Цвингер, или, по его собственному выражению, «Римская арена > в Дрездене (с 1709 г.). Пербекский мрамор: похожий на мрамор английский известняк из Пербека в Дорсете. Пергамин: см. Рубероид. Перевязка (2.03): сдвиг рядов при укладке кирпичей или камней относительно друг друга для укрепления конструкции; различается перевязка вертикальных швов, продольных и поперечных. Существует множество типов перевязки. Перевязь (3.08): деление геральдического щита. Перегородка: (а) см. Крестная перегородка; (б) в средневековой жилой архитектуре деревянная стенка в конце коридора, обычно подпирающая галерею. Перегородка хора (1.10): деревянная перегородка, отделяющая хор от западной части храма. Пересекающийся ажур (1.11): тип оконного ажурного декора. Перекрещенн 1й крест (3.06): орнаментальная эмблема. Переплет: см. Оконная рама. Переплетенн 1й орнамент: тип орнаментального узора. Пересеченная перевязь справа (3.08): деление геральдического щита. Пересеченн 1й (3.08): деление геральдического щита. Пересеченн 1й и полурассеченн 1й снизу (3.08): деление геральдического щита. Пересеченный и скошенный справа и слева (шестиугольный) щит (3.08): деление геральдического щита. Перехват (2.11): часть лестницы. Переходн 1й стиль: промежуточный архитектурный стиль между романским и готикой. «Перечница» (1.07): сторожевая башенка, укрытие для дозорных солдат на углу бастиона. Периптер (1.03): храм, окруженный колоннами со всех четырех сторон. Перистиль (1.01): открытый двор, окруженный колоннами. Перист 1й акант: орнаментальный мотив. Перпендикулярн й стиль: третий, сам хй «английский» из трех британских готических стилей, отличающийся подчеркнутыми горизонталями и вертикалями, большими окнами, ребристыми, позже веерными сводами, преобладавший с середины XIV до XVI в., а в некоторых районах и позже. Один из высших образцов этого стиля — капелла Кингс-колледжа в Кембридже (1446—1515). Перре О1юст (1874—1954): французский архитектор, первым целенаправленно занимавшийся художественным осмыслением железобетонн 1х конструкций. В своих ранних постройках, например, в жил 1х домах на улице Франклина в Париже (1902—1903), сочетал железобетонные конструкции с элементами модерна, позже создавал почти классические по уравновешенности и строгости постройки (перестройка Гавра, с 1946 г.). Перспективная проекция (3.10): тип чертежной проекции. содержание: [стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] |
|||
© ЗАО "ЛэндМэн" |